Трехмерная настольная игра «Ставропольские шары»

Игра предназначена для тренировки пространственного мышления детей от 5  лет и взрослых. Полезна для развития логики, воображения и интуиции.

1. Характеристика игры

Родственные игры- шашки и шахматы.

Вид игры — стратегическая, настольная, логическая.

Выбор перемещений — сознательный, каждой стороной.

Число сторон (партнеров) — 2.

Комплект игры — игровое пространство (доска) и игровые элементы (фигуры).

Условное число измерений игрового пространства — 3.

Число секторов, вертикалей и горизонталей — 5.

Число ячеек игрового пространства — 125.

Число линий, разделяющих сектора, вертикали и горизонтали —  4.

Число краевых линий — 4.

Число цифр нумерации — 15.

Число вариантов выступки (первого перемещения)- 625.

Число вариантов первого хода (двух перемещений)- 390625.

Способ построения игрового пространства — совмещение осей координат.

Числовая нумерация ячеек — начинается с левого угла белых: —  первая цифра — номер сектора, вторая цифра — номер вертикали и третья — номер горизонтали.

Размещение игрового пространства — на столе, сектора располагаются в вертикальную линию между сторонами, в очных соревнованиях допускается вертикальное (настенное, сценическое) расположение игрового пространства.

Количество игровых элементов (фигур) на игровом пространстве — 50, по 25 для каждой стороны — светлые (белые) и темные (черные).

Основные геометрические фигуры игрового элемента («Шара»)

—  куб (основание) и шар (верхняя часть), жестко закрепленный на кубе.

Расположение шаров на игровом пространстве — на ближних к партнерам секторах по центрам ячеек перед началом партии и 1…5 шаров в процессе игры (диагр. 4)

Характер перемещения шаров — по векторам.

Количество перемещений в партии — 2 … ∞ (ограничено регламентом).

Число свободных перемещений – 25 … 125.

Число перемещений при снятии —25.

Количество одновременно снимаемых шаров противоположной стороны — 1…25.

Число проекций на секторах — 1 и 2.

Продолжительность одного перемещения — в зависимости от регламента соревнований.

Определенность цветов первого перемещения (белые или черные) — по жребию, последующих — противоположные предыдущим.

Запись перемещений: номер ячейки, на которой расположен шар, знак -«тире»: номер ячейки, на которую переместился шар, знак + «плюс»- перемещения с одной ячейки, знак «:» двоеточие, номер ячейки, на которой расположен снятый, условно первый шар противоположной стороны, знак «,» запятая, номера ячеек, на которых расположены снятые дополнительно этим же перемещением шары противоположной стороны, знак «х» (умножение) — выигрыш, победа в партии. Количество очков: за победу в партии — 2,5; при поражении — 1; неявка, опоздание, отказ от продолжения, записи партии — 0 (ноль).

2. Правила игры.

Шар может перемещаться без снятия шаров противоположной стороны на любую ячейку игрового пространства, без разрыва перемещений по секторам, если он не заблокирован.

Заблокированная фигура (фигуры) могут снимать шары противоположной стороны, находящиеся в пространстве снятия.

Шары одного цвета в количестве от 1 до 5, расположенные на одной ячейке, могут перемещаться одновременно одним ходом как на одну ячейку, так и на несколько (от двух до пяти).

Шар может снять (или оставить без снятия) шары противоположной стороны, расположенные в пространстве снятия. Пространство снятия определяется ячейкой, на которой расположен шар, и ячейками, расположенными рядом в пространстве, кроме проекций. Шар, расположенный на проекции шара противоположной стороны, не может быть снят.

Снятие шаров расположенных на одной ячейке, бывает обоюдным.

При снятии шаров противоположной стороны шар может переместиться на любую ячейку следующего по нумерации (белые) и обратно нумерации (чёрные) сектора. При обоюдном снятии удаляются (по одному) шары противоположных сторон. Обоюдное снятие двух шаров противоположных сторон (или уход от снятия)  делается двумя перемещениями, следующими одно за другим.

Запрещаются повторные перемещения: открытые на этот же сектор, ударные, таранные и просроченные.

Выигрышем считается, когда после окончания перемещения одной из сторон (количество перемещений, определенное регламентом, перемещения всех фигур на ближний к противоположной стороне сектор, блокировка фигур)  создана, лучшая, чем у противоположной стороны, позиция, т. е. расположено большее количество шаров на ближнем к противоположной стороне секторе, а при равенстве шаров на ближних секторах — большее количество шаров на игровом пространстве.

Выигрышем считается, когда на игровом пространстве наступает равенство шаров, достигших ближнего к противоположной стороне сектора и шаров противоположной стороны на игровом пространстве.

Выигрышем считается, когда у противоположной стороны не остается шаров на игровом пространстве.

Выигрышем считается, когда противоположная сторона допустила повторную просрочку времени на обдумывание одного перемещения.

Выигрышем считается, когда противоположная сторона не снята ни одного шара с игрового пространства.

Выигрышем считается, когда противоположная сторона отказывается начинать и/ или продолжать партию.

Выигрышем считается отказ от записи перемещений противоположной стороной.

3. Словарь терминов

Анализ — изучение, разбор и оценка возможностей сторон.

Аналог игры — Авторское свидетельство СССР №145681, Кл. 63 F3/00,1987 г.

Атака — наступление, вхождение в пространство снятия.

Атакующее перемещение — с угрозой снятия.

Блок — перемещение на проекцию шара противоположной стороны в игре.

Базовый сектор — сектор, на котором первоначально расположены шары (сектор 1 белых и сектор 5 черных).

Боковые ячейки сектора — ячейки 121, 131, 141, 112, 113, 114, 125, 135, 145, 152, 153, 154 для сектора 1 и т. д.

Большие диагонали игрового пространства — ряды ячеек 111 — 555, 115-511, 151-515 и 115-511.

Быстрая игра — игра с временем на обдумывание одного перемещения 5 секунд, в этом случае не действуют правила записи перемещений, просрочки времени, партнёру, опоздавшему к началу игры засчитывается поражение.

Вариант — перемещения, логически связанные между собой.

Ведомый шар — прикрывающий ведущего, как правило расположен на задней проекции.

Ведущий шар — находящийся впереди.

Вектор — перемещение шара с одной ячейки в другую.

Векторное перемещение — перемещение нескольких фигур с ячейки одним ходом.

Векторные расстояния между центрами ячеек — равны , начиная от ячейки 111, являющейся началом координат.

Вертикаль игрового пространства — линия (ряд) из 25 ячеек, расположенных вертикально в секторах.

Вертикаль сектора — линия (рад) из 5 ячеек, расположенных вертикально в каждом секторе.

Верхняя часть игрового пространства — горизонтали 4 и 5.

Вершины игрового пространства — ячейки 111, 115, 151, 155, 511, 515, 551, 555.

Виды соревнований — личные и командные.

Выжидательное перемещение — делается для выявления возможности сторон.

Выигрыш — победа в партии.

Выигрышный шар — достигший базового сектора противоположной стороны и установленный до конца партии.

Выигрышная комбинация — форсированный вариант, завершающийся достижением базового сектора противоположной стороны без снятия шара последующим перемещением.

Выигрышное пространство — совокупность свободных ячеек в базовом секторе противоположной стороны.

Выступка — первое перемещение (белых или черных) в партии.

Горизонталь игрового пространства — линия (ряд) из 25 ячеек, расположенных горизонтально в секторах.

Горизонталь сектора — линия (ряд) из 5 ячеек, расположенных горизонтально в каждом секторе.

Грани игрового пространства — поверхности, ограничивающие исходный куб — левая вертикаль 1, правая — вертикаль 5, нижняя — горизонталь 1, верхняя — горизонталь 5, передняя — сектор 1 и задняя — сектор 5.

Двойка — два шара  одного цвета на  ячейке.

Дебютные обозначения — обозначения ячеек ближних к партнёрам секторов заглавными буквами Латинского алфавита (кроме буквы J), например, ячейки 111,112,113,555,554,553 обозначаются буквами А.В,С , ячейки 153,154,155,513,512,511 обозначаются буквами   X, Y, Z. Перед первым перемещением (выступкой) чёрных ставится знак  (—) три минуса. Запись AN обозначает первое перемещение белых 111-233, запись — RU обозначает первое перемещение чёрных 524-421.

Демаркационные (секторные) линии — линии, разделяющие сектора.

Диагонали граней — линии (ряды) из 5 ячеек, соединяющие противоположные углы и плоскостей; сектора 111, 122, 133, 144, 155 и 115, 124, 133, 142, 151 для сектора 1 и т. д., вертикали 111, 212, 313, 414, 515 и 115, 214, 313, 412, 511 для вертикали 1 и т. д. и горизонтали 111, 221, 331, 441, 551 и 511,421, 331, 241, 151 для горизонтали 1 и т. д.

Диагонали куба — ряды ячеек 111,222,333,444,555; 115,224,333,442,551; 151,242,333,424,515; 115,244,333,422,511.

Единственное перемещение — перемещение, которое, в отличие от других приводит к цели.

Жертва — расчетная отдача под снятие шаров.

Заблокированная фигура (фигуры) – находящиеся на проекциях.

Запись перемещений — запись партии, включая перемещения и снятия с помощью цифр.

Защита — противодействие нападению.

Защитный сектор — сектор, следующий за базовым (сектор 2 белых и сектор 4 черных).

Игровое пространство — доска для игры, предназначенная для перемещения шаров, построена путем мысленного рассечения исходной трехмерной фигуры (куба) с помощью анализа, синтеза и изменения формы предмета (доски) с целью создания удобств для пользования (оптимальная фигура для настольных игр имеет форму квадрата). Игровое пространство имеет тройственное изображение.

Игровой элемент — фигура (белая или черная) для игры.

Изолированный шар — расположенный вдали от основных.

Инициатива — активность, проявленная в создании преимуществ.

Канал — ряд ячеек, по которым шары достигают базового сектора противоположной стороны.

Комбинация — перемещения, реализующие тактические идеи

Композиция — область игрового творчества, включающая в себя этюды, задачи, концовки и т.д.

Контратака — ответное наступление в атаку противоположной стороны.

Линейное построение фигур — построение шаров, представляющее линию в пространстве.

Линии игрового пространства — секторные, вертикальные, горизонтальные, краевые и линии нумерации.

Малый клуб — пространство, ограниченное ячейками:

222-224-244-242

322-324-344-342

422-424-444-442

Материалы для изготовления игрового пространства и фигур - металлы, пластмассы, керамика, стекло, древесина, нетканые материалы.

Начинающий — партнёр, делающий первое и нечётные перемещения.

Неявка - опоздание к началу партии на время более двух перемещений.

Нижняя часть игрового пространства — горизонтали 1 и 2 игрового пространства.

Новая Вселенная - «шестимерная настольная игра»- свидетельство РФ  на полезную модель № 19476.

Нумерация — способ обозначения ячеек с помощью цифр.

Обратное перемещениеперемещение с 5 по 1 сектор (белые), и с 1 по 5 сектор (черные).

Одиночная просрочка временидопускается неограниченно в партии, при этом очередь перемещения переходит к противоположной стороне.

Определение преимущества - при распределении мест между участниками личных и командных соревнований: количество побед, количество очков, победа в личных встречах, победа над соперником, занявшим первое, второе, третье  и в порядке снижения места, наименьшее затраченное время на победы, жребий.

Опоздание к началу партии - допускается на время, не более, чем одного  перемещения.

Оси игрового пространства — линии осей координат, проходящие через центр игрового пространства:

Ось х — ячейки 313, 323, 333, 343, 353

Ось у — ячейки 331, 332, 333, 334, 335

Ось z — ячейки 133, 233, 333, 433, 533

Отдающее перемещение - перемещение с жертвами фигур.

Открытое перемещение — перемещение без снятия шаров противоположной стороны.

Партия — игра от начальной позиции до выигрыша одной из сторон, основные стадии — начало (дебют), середина (миттельшпиль) и окончание (эндшпиль).

Перехват — перемещение на проекцию шаров противоположной стороны.

Пирамидное построение — построение шаров, представляющее собой пирамиду, встречается, как правило, в дебюте.

Повторная просрочка времени — не допускаются как начинающим так и последующим партнёрами, ведёт к проигрышу партии.

Позиция — размещение шаров на игровом пространстве.

Послание Андромеды — «пятимерная настольная игра»- свидетельство РФ на полезную модель № 18489.

Последующий — партнёр, делающий второе и чётные перемещения.

Правило оппозиции — под снятие попадает шар, первым вошедший в пространство, контролируемое шаром противоположной стороны.

Практика игры — совокупность сыгранных партий и композиций, обогащает теорию, определяя пути развития и изменений правил игры.

Преимущество — материальное или позиционное превосходство стороны.

Проекции — ячейки с одинаковыми численными обозначениями вертикалей и горизонталей, стоящих рядом секторов:

проекцией ячейки 333 будут ячейки 233 и 433, проекцией ячейки 111 будет ячейка 211, проекцией ячейки 555 будет ячейка 455

Просроченное перемещение — условное перемещение шара на эту же ячейку.

Просрочка времени — бывают одиночными и повторными.

Пространство возможных перемещений — совокупность ячеек, на которые могут переместиться шары

Пространство снятия — совокупность ячеек, на которых могут быть сняты шары противоположной стороны.

Пункт перемещения — пятая часть ячейки.

Пятёрка — пять шаров одного цвета на ячейке.

Размен шаров — ударные перемещения, сохраняющие материальное равенство сторон.

Размеры опытного образца: сторона игрового пространства — 75,5см, диагональ — 106,8 см, длина и ширина игровой ячейки — 12,5 и 2,5 см, ширина секторной линии — 0,5 см, краевой линии — 0,25 см, вертикальной, горизонтальной, линий нумерации — 0,1см, полная площадь игрового пространства — 6006,25 см2.

Размеры фигуры: высота — 5 см, сторона основания — 2,5 см, диаметр верхней части — 2,5 см, образующая фигуры вращения — 0,6 см, полная поверхность фигуры — 55 см2, объём фигуры — 24,1 см3.

Расщепление перемещений — неопределённость положения атакующей фигуры после снятия.

Рейтинг (индивидуальный коэффициент) — R(ИK)=n*a/b;

где  n — общее число сыгранных партий;

а — количество выигранных партий;

b— количество проигранных игр.

при b=0 считается произведение n на а.

Рельефное построение — построение шаров, представляющие элементы геометрических фигур в пространстве.

Родина игры -Россия, г.Ставрополь, первые партии с записью перемещений сыграны в Ставропольском городском шахматном клубе 7 и 8 ноября 1993г.

Сектор — часть (плоскость) игрового пространства, имеющая вид прямоугольника, состоит из 25 ячеек, сектора на игровом пространстве разделяются демаркационными линиями.

Системы соревнований- матч, круговая, олимпийская и др.

Современные правила игры- подготовлены Ливенко Владимиром Вениаминовичем, Ливенко Марией Владимировной и Ливенко Степаном Владимировичем.

Ставропольская система соревнований — система, при которой стороны (партнёры, команды) на предварительном этапе проводят несколько туров друг с другом, посеянные с помощью жребия, затем участники делятся на группы по четыре, в зависимости от результатов, далее проводятся стыковые (полуфинальные для «высшей» четвёрки, и финальные), разыгрывая места с первого до последнего.

«Ставропольские шары» («Шары») — трехмерная настольная, логическая игра, правила которой были подготовлены на основе описания изобретения «Игра» к патенту РФ № 2003372, авторы Ливенко В. В. и Ливенко С. В., заявка № 5046185, приоритет от 05.06.1992 г. Названия «Ставропольские шары» и «Шары» равнозначны.

Стратегия — общий план игры, определяющий порядок перемещения.

Тактика — подчиненные стратегии, определенные операции.

Таранное перемещение — на одну ячейку, где расположен шар противоположной стороны.

Темп — единица развития фигур.

Теория игры- совокупность общих принципов и методов игры, как правило, направляет практику.

Технические средства заочных соревнований: переписка по почте, online соревнования, телефонная связь и др.

Типы соревнований- очные и заочные.

Точки соприкосновения вписанного шара (вписанный октаэдр)-ячейки 133,313,331,335,313,533.

Тройка- три шара одного цвета на ячейке.

Тройственное изображение игрового пространства — мысленно рассекаемая трехмерная фигура (куб), доска с нанесенными на поверхность линиями и макета куба, изготовленного из прозрачного материала, разделенного на части и отбрасывающего тень на плоскость.

Примечание: на самом деле, двухмерная (плоская) доска- это иллюзия восприятия, сектора` (части пространства) находятся в разных плоскостях, и нелогичные (на плоскости) перемещения фигур характерны для пространственных перемещений. Векторные расстояния между ячейками реальны. Цель игры — увидеть незатенёнными все ячейки пространства, и перемещения по ним игровых элементов (фигур) достигнута. Экспериментально подтверждена идентичность перемещений фигур в прозрачном кубе (причём, чтобы увидеть незатенёнными все ячейки, его пришлось бы постоянно поворачивать) и на плоской доске, более удобной для игроков. Трёхмерное изображение, используемое в компьютерной графике (методом трассирующих лучей) тоже затеняет в статическом варианте игровые элементы.

Турнирные часы — специальные часы с секундной стрелкой, предназначенные для контроля времени, используемого каждой стороной.

Угроза вторжения — опасность неотразимого достижения базового сектора противоположной стороны.

Угловые ячейки игрового пространства — ячейки 111, 151, 115, 155, 511, 515, 551 и 555.

Угловые ячейки сектора — ячейки 111, 115, 151, 155 для сектора 1 и т. д.

Ударное перемещение — перемещение со снятием шаров противоположной стороны.

Фланги игрового пространства — левый (вертикали I и 2) и правый (вертикали 4 и 5).

Центральные ячейки сектора — ячейки 122, 123, 124, 132, 133, 134, 142, 142, 144 для сектора 1 и т. д.

Центр игрового пространства — ячейки 333.

Цветовая гамма игры: фон игрового пространства — белый (жёлтый), секторные линии- красные, вертикальные линии — синие, горизонтальные и линии нумерации — чёрные, цифры нумерации- секторные — красные, вертикальные — синие, горизонтальные- чёрные, светлые фигуры — белые (жёлтые), тёмные — чёрные (красные).

Четвёрка - четыре шара одного цвета на ячейке.

Число пунктов перемещений- 625.

Шарист — спортсмен, игрок в шары., шаристка, шаристы, шаристский.

«Южные просторы» — «четырехмерная» настольная игра — патент РФ №2058173, 1993 г.

Ячейка — одна из 125 частей игрового пространства.

 

Просмотров: 3 407

Комментарии запрещены.